ЧЕГО НУЖНО АЗЕРБАЙДЖАНУ ОТ КАЗАХСТАНА?!
ЧЕГО НУЖНО АЗЕРБАЙДЖАНУ ОТ КАЗАХСТАНА?!
Экспортная нефтегазовая стратегия России сейчас базируется на том условии, что страны-посредники между ней и международным рынком или должны выходить на расчеты за сырье по полной цене, или должны допустить российские компании к хотя бы долевому владению своими транспортными сетями.
Казахстан находится в аналогичной ситуации. Некоторые страны, расположенные между ним и международным рынком, делают большой расчет на то, что им удастся извлечь немало выгод из своего посреднического положения. Один из них – Азербайджан, наш сосед по Каспийскому морю. В отличие от, скажем, Беларуси, он слывет богатым углеводородным сырьем страной. Но насколько это верно? И насколько экспортная нефтегазовая стратегия Азербайджана может зависеть от Казахстана?
Все маршруты из Баку нуждаются в поддержке сырьем извне
Если сейчас взглянуть на Казахстан со стороны Среднего Востока и Западной Европы, получается, что вроде как есть тут у нас не одна, а целых две страны: одна – в прикаспийском регионе, а другая – в Центральной Азии.
А все потому, что зона Каспийского моря сегодня – это уже совсем не то же самое, что было на излете советской власти и появления здесь еще трех новых независимых государств, в дополнение к прежним двум. Тогда казалось, что тут у Казахстана перспективы, связанные с нефтью и газом, примерно такие же, какие они у соседнего Азербайджана и Туркменистана. За прошедшие почти 17 лет эти представления кардинальным образом изменились.
В Туркменистане дальнейшего развития сектора энергетического сырья в силу целого ряда объективных и субъективных причин не получилось.
А надежды, связанные с углеводородными запасами Азербайджана, оказались во многом призрачными. Иностранные инвесторы в большом количестве и с куда большей, чем в Казахстан, охотой пошли вначале Азербайджан, поскольку он куда ближе к международному рынку и имеет куда более давние традиции нефтедобычи, чем наша республика.
Но к настоящему времени Азербайджан, имеющий сейчас в своем распоряжении три действующих экспортных трубопровода, отчаянно нуждается в увеличении показателей добычи. Резкий рост объемов продукции, начиная с 2005 года, стал возможным благодаря тому, что консорциум транснациональных компаний в лице AIOC, осваивающий мега-структуру АЧГ (офшорное месторождение Азери Чираг и глубоководное месторождение Гюнашли), сумел к началу эксплуатации трубопровода БТД значительно расширить производство.
Тем не менее, еще в 2006 году в Азербайджане, по всей видимости, остро стал вопрос нахождения нефти в мере, достаточной для обеспечения функционирования нефтепроводом, которые берут начало в Баку. Тогда осенью было объявлено о приостановке работы трубопровода Баку-Супса на шесть месяцев. В декабре 2006 года вице-президентом российской «Транснефти» Сергей Григорьев была обнародована информация о том, что уже тогда трубопровод Баку-Новороссийск наполовину заполнялся «казахской нефтью» (news.bbc.co.uk, 04.12.2006 года).
Что же касается третьего, самого большого трубопровода в лице БТД, он, судя по ожиданиям руководства эксплуатирующего его консорциума и официальных представителей Баку, также со временем должен будет заполняться на 60 процентов казахстанской нефтью (30 млн. тонн из необходимых для его функционирования 50 млн. тонн ежегодно). К этому следует добавить то, что действующая с 1996 года железнодорожная транспортировка нефти по маршруту Баку-Батуми (Баку-Поти) осуществляется тоже в основном за счет казахстанского, а также туркменского экспортного сырья.
Нашим компаниям в Закавказье даже субподряды не достались
То есть получается, что вся стратегия развития экспортных нефтегазовых маршрутов из Азербайджана базируются во многом на действующую и предполагаемую поддержку со стороны Казахстана поставками недостающих объемов сырья. Все это хорошо. Но возникает вопрос: а ради чего Казахстану надо было соглашаться на такую роль?!
Так что в настоящее время Азербайджан приходится больше уповать уже не столько на разработку своих месторождений, сколько на посреднические дивиденды от своей транзитной позиции на пути Казахстана на развитые рынки.
А Казахстан, он сейчас признан бесспорным фаворитом в зоне Каспия, поскольку два других примыкающих к этому морю, Россия и Иран, в плане связанной с разработкой его природных богатств особой активности не проявляют. Хотя справедливости ради надо заметить, что за последнее время интерес россиян к крупным проектам в этом регионе значительно возрос. Но за Казахстаном сейчас числятся не только самые крупные в Каспийском регионе извлекаемые запасы нефти, но и примерно уже более двух третей всего добываемого здесь совокупно нефтяного сырья. Предполагается, что к 2015 году уровень годовая добыча нефти поднимется до 150 млн. тонн.
Значительную часть этого объема Азербайджан предполагает пропускать по своим уже сейчас готовым транспортным маршрутам дальше в Грузию, в Турцию или к Черному морю. Но что это даст или уже дало (кроме, разумеется, возможности провозить свое сырье по территории тех стран по устанавливаемым их властями тарифам) Казахстану? К сожалению, в трех идущих из Баку на Запад трубопроводных проектах никакой доли собственности у казахстанских компаний нет. Более того, практически ничего нашим бизнесменам не досталось и от подрядов и субподрядов по строительству и эксплуатации этих транспортных объектов. И ведь не сказать, что казахстанская сторона их не добивалась. Еще как добивалась! Но тщетно.
В декабре 2002 года, когда только ожидалось, строительство трубопровода БТД вот-вот начнется и от Астаны его хозяева добивались принципиального согласия на поставки сырья для него в будущем, агентство «Рейтер» распространило заявление представителя «Казмунайгаза» К.Кабылдина, ныне уже являющегося президентом национальной нефтегазовой компании: «Сейчас мы рассматриваем соглашение между Азербайджаном и Казахстаном, который бы гарантировал участие казахстанских фирм в проекте «Баку-Джейхан». Это как бы была та цена, которую наша сторона запросила в обмен на свое обязательство по поставкам нефти для БТД.
Ее, эту цену, так и не дали. Там, во-первых, все основные подряды достались западным компаниям, и они на себя и взяли основную нагрузку по тем видам работ, ради которых их привлекли. Контракт на укладку азербайджанского участка трубопровода достался греческой компании CCIC («Consolidated Contractors International Company»), грузинского участка - франко-американскому СП «Spie Capag/Petrofac», на предоставление услуг по проектированию, поставкам материалов и оборудования - британской компании «John Brown Hydrocarbons». А генеральный подрядчик проекта БТД на территории Турции - турецкая государственная газовая компания Botas.
Во-вторых, подрядчики БТД к субподрядам старались и стараются привлекать компании самих тех государств, по территориям которых прокладывается трубопровод. А Казахстан к ним не относится, хотя без его участия со своей нефтью вся эта затея не выглядит достаточно серьезной.
Остается вопрос: почему с желанием Казахстана совершенно не считаются даже в тех случаях, когда от него добиваются столь огромных услуг? Ответ тут предполагается лишь один. Видимо, Азербайджан, с которым наши официальные лица рассматривали «соглашение…, который бы гарантировал участие казахстанских фирм в проекте «Баку-Джейхан», видит себя новым «старшим братом» Казахстана и считает себя вправе за него принимать решения.
Ерберген САЛЫКОВ