Canalblog
Editer l'article Suivre ce blog Administration + Créer mon blog
Publicité
Обзор инностранной прессы
12 novembre 2008

ЧЕГО НУЖНО АЗЕРБАЙДЖАНУ ОТ КАЗАХСТАНА?!

ЧЕГО НУЖНО АЗЕРБАЙДЖАНУ ОТ КАЗАХСТАНА?!

     Экспортная нефтегазовая стратегия России сейчас базируется на том условии, что страны-посредники между ней и международным рынком или должны выходить на расчеты за сырье по полной цене, или должны допустить российские компании к хотя бы долевому владению своими транспортными сетями.

     Казахстан находится в аналогичной ситуации. Некоторые страны, расположенные между ним и международным рынком, делают большой расчет на то, что им удастся извлечь немало выгод из своего посреднического положения. Один из них – Азербайджан, наш сосед по Каспийскому морю. В отличие от, скажем, Беларуси, он слывет богатым углеводородным сырьем страной. Но насколько это верно? И насколько экспортная нефтегазовая стратегия Азербайджана может зависеть от Казахстана?

Все маршруты из Баку нуждаются в поддержке сырьем извне

    Если сейчас взглянуть на Казахстан со стороны Среднего Востока и Западной Европы, получается, что вроде как есть тут у нас не одна, а целых две страны: одна – в прикаспийском регионе, а другая – в Центральной Азии.

     А все потому, что зона Каспийского моря сегодня – это уже совсем не то же самое, что было на излете советской власти и появления здесь еще трех новых независимых государств, в дополнение к прежним двум. Тогда казалось, что тут у Казахстана перспективы, связанные с нефтью и газом, примерно такие же, какие они у соседнего Азербайджана и Туркменистана. За прошедшие почти 17 лет эти представления кардинальным образом изменились.

     В Туркменистане дальнейшего развития сектора энергетического сырья в силу целого ряда объективных и субъективных причин не получилось.

     А надежды, связанные с углеводородными запасами Азербайджана, оказались во многом призрачными. Иностранные инвесторы в большом количестве и с куда большей, чем в Казахстан, охотой пошли вначале Азербайджан, поскольку он куда ближе к международному рынку и имеет куда более давние традиции нефтедобычи, чем наша республика.    

     Но к настоящему времени Азербайджан, имеющий сейчас в своем распоряжении три действующих экспортных трубопровода, отчаянно нуждается в увеличении показателей добычи. Резкий рост объемов продукции, начиная с 2005 года, стал возможным благодаря тому, что консорциум транснациональных компаний в лице AIOC, осваивающий мега-структуру АЧГ (офшорное месторождение Азери Чираг и глубоководное месторождение Гюнашли), сумел к началу эксплуатации трубопровода БТД значительно расширить производство.

     Тем не менее, еще в 2006 году в Азербайджане, по всей видимости, остро стал вопрос нахождения нефти в мере, достаточной для обеспечения функционирования нефтепроводом, которые берут начало в Баку. Тогда осенью было объявлено о приостановке работы трубопровода Баку-Супса на шесть месяцев. В декабре 2006 года вице-президентом российской «Транснефти» Сергей Григорьев была обнародована информация о том, что уже тогда трубопровод Баку-Новороссийск наполовину заполнялся «казахской нефтью» (news.bbc.co.uk, 04.12.2006 года).

     Что же касается третьего, самого большого трубопровода в лице БТД, он, судя по ожиданиям руководства эксплуатирующего его консорциума и официальных представителей Баку, также со временем должен будет заполняться на 60 процентов казахстанской нефтью (30 млн. тонн из необходимых для его функционирования 50 млн. тонн ежегодно). К этому следует добавить то, что действующая с 1996 года железнодорожная транспортировка нефти по маршруту Баку-Батуми (Баку-Поти) осуществляется тоже в основном за счет казахстанского, а также туркменского экспортного сырья. 

Нашим компаниям в Закавказье даже субподряды не достались

     То есть получается, что вся стратегия развития экспортных нефтегазовых маршрутов из Азербайджана базируются во многом на действующую и предполагаемую поддержку со стороны Казахстана поставками недостающих объемов сырья. Все это хорошо. Но возникает вопрос: а ради чего Казахстану надо было соглашаться на такую роль?!    

     Так что в настоящее время Азербайджан приходится больше уповать уже не столько на разработку своих месторождений, сколько на посреднические дивиденды от своей транзитной позиции на пути Казахстана на развитые рынки.

     А Казахстан, он сейчас признан бесспорным фаворитом в зоне Каспия, поскольку два других примыкающих к этому морю, Россия и Иран, в плане связанной с разработкой его природных богатств особой активности не проявляют. Хотя справедливости ради надо заметить, что за последнее время интерес россиян к крупным проектам в этом регионе значительно возрос. Но за Казахстаном сейчас числятся не только самые крупные в Каспийском регионе извлекаемые запасы нефти, но и примерно уже более двух третей всего добываемого здесь совокупно нефтяного сырья. Предполагается, что к 2015 году уровень годовая добыча нефти поднимется до 150 млн. тонн.

     Значительную часть этого объема Азербайджан предполагает пропускать по своим уже сейчас готовым транспортным маршрутам дальше в Грузию, в Турцию или к Черному морю. Но что это даст или уже дало (кроме, разумеется, возможности провозить свое сырье по территории тех стран по устанавливаемым их властями тарифам) Казахстану? К сожалению, в трех идущих из Баку на Запад трубопроводных проектах никакой доли собственности у казахстанских компаний нет. Более того, практически ничего нашим бизнесменам не досталось и от подрядов и субподрядов по строительству и эксплуатации этих транспортных объектов. И ведь не сказать, что казахстанская сторона их не добивалась. Еще как добивалась! Но тщетно.

     В декабре 2002 года, когда только ожидалось, строительство трубопровода БТД вот-вот начнется и от Астаны его хозяева добивались принципиального согласия на поставки сырья для него в будущем, агентство «Рейтер» распространило заявление представителя «Казмунайгаза» К.Кабылдина, ныне уже являющегося президентом национальной нефтегазовой компании: «Сейчас мы рассматриваем соглашение между Азербайджаном и Казахстаном, который бы гарантировал участие казахстанских фирм в проекте «Баку-Джейхан». Это как бы была та цена, которую наша сторона запросила в обмен на свое обязательство по поставкам нефти для БТД.      

     Ее, эту цену, так и не дали. Там, во-первых, все основные подряды достались западным компаниям, и они на себя и взяли основную нагрузку по тем видам работ, ради которых их привлекли. Контракт на укладку азербайджанского участка трубопровода достался греческой компании CCIC Consolidated Contractors International Company»), грузинского участка - франко-американскому СП «Spie Capag/Petrofac», на предоставление услуг по проектированию, поставкам материалов и оборудования - британской компании «John Brown Hydrocarbons». А генеральный подрядчик проекта БТД на территории Турции - турецкая государственная газовая компания Botas.

     Во-вторых, подрядчики БТД к субподрядам старались и стараются привлекать компании самих тех государств, по территориям которых прокладывается трубопровод. А Казахстан к ним не относится, хотя без его участия со своей нефтью вся эта затея не выглядит достаточно серьезной.

     Остается вопрос: почему с желанием Казахстана совершенно не считаются даже в тех случаях, когда от него добиваются столь огромных услуг? Ответ тут предполагается лишь один. Видимо, Азербайджан, с которым наши официальные лица рассматривали «соглашение…, который бы гарантировал участие казахстанских фирм в проекте «Баку-Джейхан», видит себя новым «старшим братом» Казахстана и считает себя вправе за него принимать решения.

Ерберген САЛЫКОВ

Publicité
Publicité
Commentaires
Обзор инностранной прессы
Publicité
Publicité