Canalblog
Editer l'article Suivre ce blog Administration + Créer mon blog
Publicité
Обзор инностранной прессы
4 décembre 2008

«EURASIANET» (НЬЮ-ЙОРК): ЗАЧЕМ МОСКВЕ ЕЩЕ И ЯВНЫЕ

«EURASIANET» (НЬЮ-ЙОРК): ЗАЧЕМ МОСКВЕ ЕЩЕ И ЯВНЫЕ НЕДОБРОЖЕЛАТЕЛИ, ЕСЛИ У НЕЕ ЕСТЬ ТАКОЙ СОЮЗНИК, КАК КАЗАХСТАН?!

     «Это начало нового подъема российской сферы влияния, в которой был прежний Советский Союз», - сказал Джордж Фридмэн, исполнительный директор «Stratfor», базирующейся в США геополитической и разведочной аналитической фирмы», - пишет Джеффри Стинсон в материале «South Ossetia: Bloody fight, broad impact». Публикация эта появилась в газете «USA TODAY» вскоре после недавней российско-грузинской войны. Однако прошедшее с тех пор несколько месяцев позволяют утвердиться нас во мнении, что с Казахстаном Россия в этом смысле, похоже, несколько упустила время. Потому что наша страна за последнее время дала вовлечь себя в закавказские дела, лоббируемые и продвигаемые Западом в пику России, в значительно большей мере, чем до названной войны в том регионе.

     И вот теперь, как – «KAZAKHSTAN GIVES US, NATO AIRPORT RIGHTS» - сообщает «Eurasianet», последовала ратификация сенатом Парламента РК двух американо-казахстанских меморандумов от 2002 года по поддержке деятельности коалиции в Афганистане. Во исполнение этого документа Казахстан позволит силам США и НАТО использовать часть аэропорта в Алматы.

     Напомним, что на саммите ШОС, проходившем, кстати, в Астане в 2005 году, ее члены выступили, помнится, с заявлением, направленным, по сути, против нахождения на территории Центральной Азии военно-воздушных баз США и НАТО. Вскоре после этого Узбекистан, тогда вновь вступивший в ШОС, добился скорейшего закрытия такой американской базы у себя на территории, в Карши-Ханабаде.

     Теперь, получается, Казахстан отыгрывает такую тенденцию назад. Наша страна, напомним, является не только одним из учредителей ШОС, но и также ОДКБ (Организации Договора о коллективной безопасности), куда входят, кроме нее, Россия, Кыргызстан, Таджикистан, Армения и Беларусь.

     Но, похоже, при ныне складывающихся условиях все это не очень-то мешает Астане и не очень-то смущает перед лицом Москвы. Россия явно потрясена последними действиями Казахстана. «Eurasianet» приводит следующее высказывание главнокомандующего ВВС РФ Петра Дейнекина: «Мы адекватно реагируем на расположение самолетов на территории бывших социалистических стран. Но беспрецедентные решения нашего союзника повысили бдительность с нашей стороны».

     Одним словом, в последнее время творятся не совсем понятные дела. Потому что наша республика является, помимо Беларуси, с которой Россия предпринимала инициативу создания единого государства, единственной страной СНГ, которой поддержала все инициативы Москвы по межгосударственным объединениям в рамках постсоветского пространства и вступила в них. Имеются в виду – ЕврАзЭс, организация ДКНБ,  ЕЭП. А также здесь можно упомянуть и ШОС.

     То есть, с одной стороны, Астана представляется самой лояльной Кремлю столицей на постсоветском пространстве.  А с другой, она за последнее время постепенно и фактически отдаляется от Москвы, одновременно укрепляя связи в восточном и западном направлениях. Это – китайское и закавказское направления. И еще не известно, с какого из этих направлений российским интересам, так или иначе связанным с Казахстаном, для Москвы может получиться наибольший урон.

     Во время встреч казахстанского руководства с высокопоставленными представителями официального Пекине, в ходе мероприятий, связанных с открытием Олимпиады, озвучивалась такая информация: судя по итогам первого полугодия, оборот китайско-казахстанской торговли в этом году может достичь уровня в $15 млрд.

     Одновременно говорилось и о том, что российско-казахстанская торговля в прошлом году составила порядка $16,5 млрд.

     То есть по своему весу в казахстанской экономике Китай быстро догоняет Россию. Россияне в этом смысле стремительно теряет свою позицию. Посудите сами.

     Еще в 2005 году китайско-казахстанский товарооборот не дотягивал и до $5,5 млрд. То есть темпы роста двусторонней торговли тут такие, что за 2 года ее объем вырос в два с половиной раза. Кстати сказать, еще в апреле, входе пребывания в Пекине главы казахстанского правительства К.Масимова озвучивались планы по доведению  объема торговли с КНР до $15 млрд. к 2010 году. Спустя всего несколько месяцев было объявлено, что такой уровень может быть достигнутым уже в этом году. Другими словами, темпы развития двусторонних экономических связей потрясающие.

     То есть отношения РК с Китаем расширяются и углубляются столь стремительно, что КНР в очень скором времени, по-видимому, начнет восприниматься как главный экономический партнер нашей страны. А Россия и США, воспринимаемые вплоть до настоящего времени как государства, вносящие наибольший вклад в развитие внешней торговли и экономики Казахстана, могут, похоже, оказаться отодвинутыми на вторую позицию. Но согласятся ли они просто так с возможностью такой трансформации?! Ведь уже сейчас обнаруживается изрядная обеспокоенность интенсификацией влияния Китая на страны Центральной Азии.

     Однако пока россияне и американцы поглощены конфликтом на Кавказе. Им в краткосрочном плане не до Казахстана.

     Между тем правительство Казахстана недавно озвучило планы по привлечению китайского инвестора к проекту строительства газопровода от Бейнеу до Самсоновки (от Западного Казахстана до Южного Казахстана). Такое сообщение вызвало немалый интерес в той среде за рубежом, где самым внимательным образом следят за перипетиями борьбы России, Китая и Запада за привлечение центрально-азиатских энергоносителей на свою сторону.

     Особенно актуализировался этот вопрос после того, как проекта строительства газопровода от границ Туркменистана до Китая вступил в фазу реализации. Для России одним из хотя косвенных, хотя и весьма болезненных последствий начала частично переориентации экспортных потоков туркменского «голубого топлива» стала ее вынуждение к принятию условий трех центрально-азиатских стран, производящих газ, о «европейской цене» за их продукцию.

     Появление реальной, хотя пока еще только потенциальной, альтернативы в выборе экспортных направлений, явно побудил тех к выставлению все более смелых требований перед Москвой, которая до сих пор оставалась единственным непосредственным и, что самое главное, платежеспособным покупателем центрально-азиатского газа.

     России пока приходится только уступать им. К примеру, условия достигнутой недавно договоренности между Москвой и Ашгабатом по системе ценообразования применительно к туркменскому газу, покупаемого российской стороной, наблюдатели оценивают как проявление не столько экономического интереса Кремля, сколько его стратегического расчета. То есть Россия любой ценой хочет сохранить рынок покупки газа в лице Туркменистана. Ее такая позиция, надо полагать, и Узбекистана и Казахстана. Что же касается Ташкента, он желания поставлять свой газ Китаю не изъявлял.

     Другой вопрос – Астана. Западные эксперты вновь и вновь упоминает то, что, мол, Казахстан рассматривает планы по поставке китайцам порядка 10 миллиардов кубометров своего газа ежегодно.

     Движение по привлечению китайского инвестора к проекту строительства «социального газопровода» от Бейнеу до Самсоновки, на самом деле, сильно смахивает на те самые далеко идущие планы, о которых говорилось выше. Потому что прокладка труб по такому маршруту означает связывание идущих в Россию и давно действующих газопроводов «Средняя Азия – Центр» и «Бухара-Урал» со строящимся газопроводом «Туркменистан-Китай». Выигрыш России от появления маршрута «Бейнеу-Самсоновка» весьма сомнителен, а Китая – несомненный.

     Потому что в этом случае все действующие с прежних времен маршруты транспортировки «голубого топлива» за пределы Центральной Азии замкнутся на только строящемся газопроводе в китайском направлении. Это – только с одной стороны.

С другой, маршрут Бейнеу-Самсоновка в случае его реализации обеспечит связывание транспортной артерией двух находящихся в распоряжении китайской национальной нефтяной компании CNPC нефтегазовых месторождений Казахстана, Жанажола и Кумколя, с магистральным газопроводом «Туркменистан-Китай». Так что китайцы в таком газопроводе, так или иначе, должны быть заинтересованы. Предлагаемый казахстанской стороной маршрут газопровода «Бейнеу - Бозой – Самсоновка» предполагает после Бозоя значительный сдвиг на север до Челкара. Собственно для этого отрезка маршрута ничего не надо строить, так как он совпадает участком действующего с советского времени газопровода Бухара-Урал – между КС-11 (компрессорная станция-11) и КС-12 (компрессорная станция-12). А от Челкара до Жанажола – километров 180-200. Но и здесь ничего может не понадобиться строить, так как китайская национальная нефтяная компания CNPC, осваивающая Жанажол, еще в прошлом году сдала в эксплуатацию газопроводную ветку, которая соединяет это месторождение с КС-13 на маршруте все того же магистрального газопровода Бухара-Урал.

     То есть при сдаче в эксплуатацию казахстанского отечественного газопровода «Бейнеу - Бозой – Самсоновка», китайская национальная нефтяная компания CNPC получит возможность гнать с месторождения Жанажол, где она производит добычу, газ до самого Китая. Сперва - до КС-13, оттуда по трубопроводу Бухара-Урал, используя его в реверсном направлении, - до Челкара, потом до Самсоновки, где это «голубое топливо, вольется в маршрут «Туркменистан-Китай».

     В-третьих, строительство от Бейнеу до Самсоновки, по сути, означает полное газопроводное кольцевание вокруг Аральского моря – от Бейнеу до Бейнеу. То есть вся газопроводная сеть, главным выходом для которой раньше была Россия, замыкается в себе и, в случае необходимости, может быть переключена на китайское направление.

     Вот как примерно развиваются события на центрально-азиатской арене необъявленной российско-китайской борьбы за газ из региона. Не зря же в прошлом году, когда только было объявлено начало строительства газопровода «Туркменистан-Китай», вышеназванное агентство «Stratfor» утверждал, что «Россия пробуждается перед лицом опасности и начинает предпринимать контрмеры, развертывая сцену для обширного китайско-российского конфликта в Центральной Азии». 

     До сих пор все газодобывающие центрально-азиатские государства в плане экспорта были по объективным причинам привязаны к российской газотранспортной сети. Зависимость была настолько полной, что однажды в прошлом тогдашний глава правительства РФ В.Черномырдин, являвшийся ранее руководителем газовой промышленности страны, позволил себе, как утверждают российские тележурналисты, выразиться так: если вам не нравятся наши тарифы, возите самолетами…

     Так вот, уже ведущееся и в Узбекистане, и Казахстане строительство газопровода из Туркменистана в Китай означает, по сути, начало прорыва столь полной и безусловной зависимости. Тут еще и Астана затвевает, усиленно приглашая китайцев к участию, проект так называемого «социального газопровода», который сильно напоминает вторую фазу поворота идущих в России центрально-азиатских газовых потоков на китайское направление.

     В этой ситуации России есть, надо полагать, отчего придти в сильное волнение. Российская компания «Газпром» является ответственной за поставки в Европу порядка четверти всего потребляемого ею газа.

     Это – примерно 150 млрд. кубометров. «Но «Газпрому», как утверждает «Stratfor», «недостает умения и капитала как для выполнения своих европейских экспортных обязательств, так и для обеспечения поставок на российский рынок».

     Далее агентство отмечает, что для восполнения этого пробела Россия держит под своим жестким контролем экспорт природного газа из Центральной Азии посредством оставшейся от советских времен транспортной инфраструктуры, скупая каждую молекулу сырья, экспортируемого из Туркменистана (45 млрд. кубометров), Узбекистана (10 млрд.) и Казахстана (10 млрд.). 

     Сейчас приходит осознание того, что ситуация эта может кардинальным образом измениться. Ведь вслед за туркменским газом теперь может переориентироваться вместо севера на восток и казахстанское экспортное «голубое топливо».

Так что за осознанием может, видимо, последовать и наказание. На первом этапе, скорее всего, будет со стороны Москвы предпринята попытка путем спокойных переговоров с лидерами Центральной Азии и напоминания им об «их приоритетах» договориться, что называется, «по-хорошему».

     Если она не удастся, следующим шагом, по мнению экспертов из агентства «Stratfor», могут явиться предупреждения о том, что у России по-прежнему «очень длинные руки». Потом дело может дойти - как это можно понять из витиеватых умозаключений все тех же западных специалистов-наблюдателей - и до физического устранения близких центрально-азиатским лидерам людей. Вопрос о том, насколько это реально, оставим на совести авторов такой версии. Мы приводим ее лишь с целью дать читателям представление о том, насколько же серьезна ситуация, которая тут рассматривается.

     «Только один из них» – Россия или Китай – «может располагать природным газом Центральной Азии, и кто бы ни контролировал этот газ, он в конечном итоге будет контролировать регион», - такое заключение выводят из этой ситуации авторы агентства «Stratfor».

Кайрат АМРЕЕВ

Publicité
Publicité
Commentaires
Обзор инностранной прессы
Publicité
Publicité