Canalblog
Editer l'article Suivre ce blog Administration + Créer mon blog
Publicité
Обзор инностранной прессы
25 novembre 2008

УЗБЕКИ – ЭТНОС С НАИЛУЧШЕЙ ВО ВСЕЙ ЦЕНТРАЛЬНОЙ

УЗБЕКИ – ЭТНОС С НАИЛУЧШЕЙ ВО ВСЕЙ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ ВНУТРЕННЕЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

     Узбекистан в последнее время все чаще и чаще занимает жесткую, а то и наступательную позицию в своих отношениях Казахстана. То на новый год без газа оставит наш крупнейший город Алматы, то в одностороннем порядке начинает определять границу и устанавливать пограничные знаки, то закрывает эту самую границу под предлогом недопущения на свой рынок некачественных продуктов из Казахстана. Такое впечатление, что официальный Ташкент не очень-то считается с официальной Астаной. И это несмотря на то, что Узбекистан в своих экономических отношениях с остальным миром практически целиком и полностью зависит от Казахстана. Потому как все дороги оттуда на мировой рынок проходят через территорию нашей страны.

     Как дружно отмечают наблюдатели в ближнем и дальнем зарубежье, с апреля 2008 года отмечается очередное ужесточение отношении между Астаной и Ташкентом. Причем Ташкент, решивший приостановить членство Узбекистана в ЕврАзЭС, в этот раз занял, кажется, прежде небывало жесткую позицию в отношении Астаны. Почему узбекское руководство, несмотря на более зависимое положение свое страны от Казахстана, чем Казахстана от нее, снова и снова оказывается как бы инициатором размолвки.

     Все дело, видимо, в том, что положение Узбекистана становится практически неразрешимо сложным по определению. Из СНГ, как совершенно откровенно заявлял в прошлом И.Каримов, ничего предметного не получилось. Теперь, видимо, официальный Ташкент приходит к аналогичному выводу и относительно ЕврАзЭС. Да, каждая из постсоветских стран пошла по своему пути. И в этих условиях наиболее тяжелом положении оказался Узбекистан. Дело в том, что он является одним из всего двух государств в мире,  у которых даже все окружающие соседи не имеют выхода к морю. В мире есть сейчас около 200 государств. Не имеющих доступа к морю среди них порядка двадцати. Из этой двух десятков два государства не имеют выхода к мировому океану даже через соседние страны. Мало того, Узбекистан - единственное достаточно крупное государство в мире, которое находится в таком наихудшем геоэкономическом (географическо-экономическом) положении. Он находится между Сциллой и Харибдой. То есть ему и так, и сяк плохо. Сцилла – это давление внешнего окружения, обусловленное самым невыгодным географическим положением, а Харибда – многочисленное и продолжающее быстро расти население. Теперь, при новой реальности из этого положения для Узбекистана нет иного выхода, если только он не сумеет найти прямой выход или к Китаю, или, на худой конец, к Ирану. То есть – к так называемому международному рынку или к нормальным, достаточно устойчивым и серьезным экономикам. Что в связи с такой ситуацией может предпринять Узбекистан в течение ближайшего десятилетия остается гадать.

     И тут хотелось обратить внимание на то, что узбеки представляются этносом с наилучшей во всей Центральной Азии внутренней организацией. И узбекская элита, надо полагать, прекрасно отдает себе отчет в этом. И она, конечно же, куда больше была приспособлена к условиям рыночной экономики задолго до того, как состоялся официальный переход к ним от прежних социалистических порядков.

     Еще в советское время в Узбекистане имелась весьма развитая теневая экономика, но она в ходе проводившейся в 1984-1989 годов кампании по борьбе с коррупцией понесла ощутимые потери. Большинство ее лидеров и оказавшиеся связанными с ними представители старой номенклатуры подверглись репрессиям, гонениям и осуждению. Кое-кто под горячую руку пошел под расстрел.

     Президент И.Каримов пришел к власти уже в ту пору, когда начался практически распад СССР, и ко времени обретения республикой независимости успел сформировать сильную команду. В дальнейшем же он проявил себя как трезвый, чрезвычайно осторожный и проницательный политик, который, однако, решительно действует, когда того требуют обстоятельства. И добивается своего.

     У нас в Казахстане вплоть до конца 90-ых годов тоже имелась среди оппозиционных и независимых наблюдателей привычка ставить нашим реформаторам в пример узбекский опыт проведения политических и, особенно, экономических реформ.   

     Лидеру Узбекистана за короткий срок удалось максимально укрепить исполнительскую структуру и свести внешнее влияние на сознание местного населения почти на нет. Но при этом страна не стала закрытым государством. Аппарат И.Каримова выработал новые идеологические установки в духе потребностей независимого Узбекистана и оперативно наладил всеобъемлющую агитационно-пропагандистскую работу. Одним словом, очень скоро тот факт, что среди пяти государственных наций постсоветской Центральной Азии   узбекам наилучшим образом удается строительство нового государства.

     Но успешное начало самоутверждения Узбекистана в качестве самостоятельного государства под руководством И.Каримова объясняется не только ослаблением узбекской властной номенклатуры накануне обретения государственной независимости и лидерскими достоинствами его первого президента. Есть еще два фактора, которые в этой связи играют отнюдь не второстепенную роль.

     Во-первых, это – дух национальной консолидации, который вот уже целый век превалирует в сознании узбекского общества. Еще в 1897 году люди проводившие Первую всероссийскую перепись, взяли на учет всего 535 тысяч «чистых» узбеков, остальное население нынешнего Узбекистана проходило тогда под следующими названиями: «сарты», бухарцы, хивинцы, тюрки, кипчаки и т.д. Сейчас таких этнонимов уже нет. А узбеков насчитывается почти 25 миллионов. Дух консолидации порождает и поддерживает процесс этнической консолидации. Вот уже много десятилетий узбекская элита проявляет себя как носитель и проводник духа консолидации и катализатор процесса консолидации. Казахская или, к примеру, схожая с ней кыргызская элита в этом смысле никак не сравнима с ней. Нынешние узбеки – этнос с наилучшей внутренней организацией во всей Центральной Азии. 

     Во-вторых, это – выдающаяся приверженность узбеков к субординации. Исполнительность и готовность подчиниться вышестоящему, основанная на многовековой жизненной практике и традиции общественной жизни, тоже служат поддержкой власти как таковой в условиях всеобщей нестабильности на просторах бывшего СССР.

     Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что Казахстану с его претензиями на лидерство в регионе и впредь не очень-то легко будет находить общий язык с Узбекистаном.

Марал САЛЫКЖАНОВ

Publicité
Publicité
Commentaires
Обзор инностранной прессы
Publicité
Publicité